Ученые нашли рисунки лабиринтов на Кавказе, в Америке, на островах Ява и Суматра, в Индии.
Лабиринты, сложенные из камней, нашли археологи в Скандинавии. Они получили название
"Троянская крепость" или
" Город". Таких здесь сотни. В Швеции их обнаружено около 300, в Норвегии — более 20, в Финляндии — 141, в Дании — 31.
Напоминают о них и названия многих мест:
Треллеборг, Тройборг, Треборг, Троллаборг, Трелльбурре. Эти «крепости», имевшие 10—20 м в поперечнике, выкладывали где-нибудь на ровном участке земли из обычных камней величиной с кулак, самое большее — с человеческую голову.
Особенно много их находится на побережье и островах северной Балтики. Археологи относят
«троянские крепости» Скандинавии к эпохе железа или чуть более поздней. Возможно, что некоторые из них возникли в последнее тысячелетие до нашей эры, однако примерно две трети были построены лишь во времена раннего Средневековья. Многие носят ветхозаветные названия: «
Ниневия», «Вавилон», «Иерихон», «Иерусалим».
Эти скандинавские лабиринты исторически также связаны с танцами. Так, в старину их нередко обозначали словом «юнгфруданс», то есть «танец девственницы». А археолог Эрнст Краузе из Шлезвига (1893) видел в слове «троянский» отражение понятия «круг», или «хоровод».
Изображение
Троянской крепости с девушкой в центре. Этот рисунок относится к 15веку и находится в Финляндии
Замысловатые их ходы ведут к центральной площадке, где должна находиться девушка в ожидании возлюбленного.Путь лабиринта лишен перекрестков, заблудиться невозможно. А он, танцуя, пробирается к ней через запутанные коридоры лабиринта. Танец в таком лабиринте (как один из ритуалов свадьбы) появился в давние времена. В одной этрусской могиле, относящейся примерно к 620 году до н. э., был найден винный кувшин с изображением лабиринта, который свел любовную пару.
Тезей, выбравшись из лабиринта при помощи нити Ариадны, привез на остров Делос танец под названием «Геранос» (Журавлиный), движения которого повторяли ходы критского лабиринта. Вот что пишет о «Гераносе» Плутарх:
«Возвращаясь с Крита, Тезей отдал якорь у Делоса. Здесь он принес жертву богам и протанцевал с юношами хоровод, который, как говорят, делосцы танцуют и ныне; танец этот, повторяя ходы и изгибы лабиринта, требует ритмичных поворотов и проходов...» Ученые считают «повороты» указаниями на смену направления движения, а «проходы» — движением по малым и большим дугам лабиринта. Мало того, «Геранос» танцевали с веревкой (ариадниной нитью?), которую держали в руках все участники танца. Как в конце, так и в начале цепочки танцующих находилось по одному вожаку, первый из которых мог символизировать вход всей церемонии в лабиринт, а последний — выход из него.
Последним местом, где помнили «хоровод лабиринта», была, видимо, Страна басков во Франции. Там, в районе От-Суль, еще в 1920 г. на деревенских празднествах танцевали так называемую
«Улитку», во время которой танцующие становились цепочкой и двигались, выполняя «повороты» и «проходы», очень похожие на уже нам известные. Цель этого танца, или, скорее, игры, состояла в том, чтобы, постепенно деформируя узор, сбить вожака с толку, чтобы он «потерял нить» и, загнанный в угол, оказался заперт внутри цепочки. Однако в начале XX в. никто из участников уже не знал ни первоначального значения этой традиции, ни того, откуда она взялась.
Кундалини
Некоторые народы приписывают лабиринту свойства родовспоможения. В индийских религиозных книгах приводятся рисунки лабиринтов, выполненные на бронзовом блюде. Роженице дают испить воды священного Ганга с этого блюда.
Индейцы Хопи считали - что на одном из уровней, лабиринт символизирует женское лоно. Мужская фигура снаружи, представляющих человеческое семя, может проникнуть в чрево, оплодотворить яйцеклетку, произвести новую жизнь, которая тогда возникает как новое рождение или перевоплощение в новое существование.
Дорога в Иерусалим - идти По лабиринту к центру, верующие могли произвести замену паломничества в святую Землю, и соединиться в духе с Крестоносцами.
Когда дальние расстояния путешествия стали слишком опасными во время потрясений,в Средние Века,в соборах были установлены лабиринты их установили в качестве альтернативных мест для паломничества.
Лабиринт на полу кафедрального собора в Шартре составляет 12 метров в диаметре, а проходимый верующими путь равен приблизительно 200 метрам.
Новые лабиринты в соборах были разложены по одинаковому шаблону двенадцать колец, в которые заключен извилистые пути, который медленно приводит в центр розетки. Путь составляет 28 петли, семь-по левую сторону, по направлению к центру, затем семь справа к центру, а затем семь с левой стороны в направлении снаружи, и, наконец, семь-по правой стороне в сторону вне, заканчивался короткий прямой путь к розетке.
Расположены лабиринты, были, как правило, возле входа в западном конце нефа, рядом с купелью у подножия церкви. Это место символизирует наш первый шаг на духовном пути.
Основная функция лабиринта — охрана центра, отсюда объясняется ритуальное значение лабиринтов как мест посвящения (инициации) во многих мистериях.
Наиболее известный мис-териальный лабиринт древности — критский, в котором обитал человек-бык Астерий, или Минотавр.
Миф рассказывает, что Минотавр, может быть, и не пожирал свои жертвы, а они, в поисках выхода из лабиринта, либо теряли силы, либо сходили с ума.
Необезательно минотавр