Существует группа икон, которая известна под названием СТРАШНЫЙ СУД.
Элементы композиции данного типа икон располагаются канонически. Но если подробно рассмотреть эти композиционные составляющие, то можно заметить, что деталями они отличаются друг от друга. Опять же, применяя метод сравнения деталей (как их видят разные художники),можно сделать определенные выводы, увидеть скрытый смысл.
Рассмотрим общую композицию таких икон на примере иконы СТРАШНЫЙ СУД (Середина XV века. Новгород ) некоторыми деталями эта икона отличается от других подобных:
Трактовка деталей иконы:
Скрытый текст: ВКЛ.
Только зарегистрированные пользователи видят этот текст.Скрытый текст: ВЫКЛ.
Вверху, в круге – Саваоф, в окружении серафимов и символов евангелистов. По наружному кругу размещены двенадцать кружков с головами в коронах, олицетворяющих небесные светила, которые соответствуют двенадцати месяцам года. В этот же круг вписана фигура праотца Еноха, взятого живым на небо и получившего от Бога откровение о предстоящих перед концом мира событиях, а также сосуд с кровью - вероятно, апокрифическая Соломонова чаша.
Справа, под свиваемым ангелами свитком неба («И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.» (Откр.6:14)), три круга - один с восседающим на троне Христом, другой с «ангелами света», третий черный. Здесь ангелы ниспосылают на Землю Тьму.
Под ними три ангела, подлетающих к Голгофе. В верхнем левом углу изображен Горний Иерусалим с праведниками. Второй регистр - вполне традиционен - Деисус, Адам и Ева, апостолы и ангелы. О том, как Иисус вывел прародителей из Ада, поговорим ниже. Третий регистр - престол уготованный, ангелы, слева праведники и справа (от зрителя) грешники. Здесь имеются две не совсем обычные детали: из-за грешников виднеется черная полоса, означающая наступление на земле тьмы, ниспосланной с небес в виде черного круга, а под престолом размещен сосуд на подставке в виде ноги. Из пасти ада к ногам Адама поднимается змий; на нем кольца, которые символизируют мытарства, через которые должны пройти грешники.
Справа, под грешниками, темный круг, окруженный ангелами, возвещающими о наступлении судного дня. В этом круге - традиционные «Земля и Море, отдающие мертвецов». («Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.» (Откр.20:13))
Ниже - разверзнутая пасть ада с Сатаной, держащим душу Иуды
Ангел толкает трезубцем в ад трех грешников (характерен для вольнодумного Новгорода их подбор - архиепископ, царь и монах). Под Сатаной изображение семи клейм со сценами адских мучений, соответственно семи смертным грехам (плохо видно). Слева изображен Рай с Богоматерью с ангелами, благоразумным разбойником и Райские врата. Крылатые схимники подлетают к вратам рая. Над группой праведников - небольшой круг с четырьмя зверями, символизирующими «погибельные царства»: Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское (из видения пророка Даниила).
Внизу - прикованная к столбу обнаженная фигура человека. Это "милостивый блудник", который «ради милостыни избавлен от вечных мук, а ради блуда лишен царства небесного».Польская икона СТРАШНЫЙ СУД.
Интересно сравнение деталей с разных икон. Выведение грешников из Ада
В первом примере мы видим обычную дверь с резным порталом. На портале стоит огненный Серафим. Человек перед дверью держит в руке Ключ.
Во втором случае в качестве двери изображен Лингам. Наверху Серафим.
Третий вариант «Двери» потрясает. Дверь из ада в Рай на новгородской иконе представлена, как Лингам и Ракета одновременно! И это в 15 веке, в России!
Теперь сравним изображение того, как «Земля и море отдает своих мертвецов». Некоторые из них похожи на иллюстрацию майянского кодекса – может она говорит о том же событии? (ну как вариант)
Теперь рассмотрим иконографию таинственного события, очевидцев которого на земле не было.
Иконы изображающее это событие имеют двойное, абсурдное, на первый взгляд, название: «Воскресение Христово. Сошествие в ад».
Рублев изображает Христа последовательно в круглой и элипсовидной оболочке "рыбий пузырь"
Христианский догмат утверждает, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, , освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе.
Сам Иисус пророчествовал ученикам:
«как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40);
Христос выводит праведников из ада через сокрушённые им врата
Православное и католическое понимание значения сошествия Христа в ад различаются в вопросе о том, кто был выведен Христом из ада. Православное вероучение считает, что за Христом последовали все ветхозаветные праведники во главе с Адамом и прочие люди.
Ад был сокрушен. На иконах мы видим, что двери не открыты, а сломаны! Так что Ада, в котором мучаются грешники давно нет! Со времен воскресения Христа.
Иоанн Златоуст: «Никто не бойся смерти! Ибо освободила нас Спасова смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и … Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!»
Католические богословы считают, что Христос вывел из ада души только тех, кто был изначально предопределён к спасению.
Интересная особенность. Нисходящий в ад Иисус всегда изображается в некой структуре. Иногда она показана в виде окружности
Но чаще в виде т.н. «рыбьего пузыря». В виде «Ока».
В рукописи Эльфрика Грамматика изображено низвержение Люцифера на землю . Око наверху и Око внизу.
Что это? Почему в Оке?
Почему после смерти телесной Иисус действует на земле (нисходит в Ад) именно в такой структуре? Это просто фантазия художников? Странно-одинаковая фантазия...
В апреле этого года произошло одно незаметное событие. Примерно спустя неделю после Пасхи два фотографа, с верхнего этажа гостиницы снимали вечерний город. ( я давала здесь ссылку на ливжурнал, где опубликованы их снимки, но на это никто никак не среагировал)
В бъектив цифровой камеры попал (случайно?) странный объект. Коментарии на этот счет есть в Ливжурнале. Судя по этим комментариям это не блик.
Сравним структуру этого «пятна» с изображение «рыбьего пузыря» в котором перемещался Иисус после телесной смерти.
Пока не знаю как это все объяснить - нахожусь в «культурном шоке».