Цитата:
Плод Учения Лайя-йоги — это достижение трех бессмертных тел:
~ тела чистого сознания, подобного пространству (Джняна-дэха),
~ Радужного тела из световой энергии (Пранава-дэха), достигаемого при жизни или в
момент смерти, когда физическое тело йога растворяется и исчезает, преобразуясь в
бессмертное тело Света. Йогин оставляет после смерти пучок волос, двадцать ногтей и
одежду, полностью исчезая,
~ Иллюзорного тела, подобного материальному, но обладающего чистыми элементами
(Шуддха-дэха).
Пять элементов и творение вселенной
Вибрации, порождая вселенную, разделяются на пять фундаментальных энергий,
именуемых элементами.
Элементы представляют грубую материю в пяти состояниях:
~ твердом,
~ жидком,
~ лучистом,
~ газообразном,
~ волновом.
Это пять уровней плотности любого вещества во вселенной, включая физическое тело.
Согласно учению тантры, материя вселенной состоит из комбинаций пяти элементов.
«Вселенная произошла из таттвы; она проявляется посредством таттв, в таттвах
она исчезает, с помощью таттв познается природа вселенной».
«Шива Свародайя» (4)
Пять элементов находятся как вовне, образуя внешнюю вселенную, так и внутри,
образуя тело. Учение Лайя-йоги заключается в растворении пяти элементов, составляющих
физическое тело, до уровня звука и света.
В процессе творения вселенной сначала из Единой Основы — Чистого Сознания
появляется пространство (акаша). Пространство содержит бесконечный потенциал
однородной энергии в скрытом непроявленном состоянии. Затем частицы пространства
порождают вибрацию, и создается движение, которое проявляет элемент воздуха. Частицы
элемента ветра обладают способностью всепроникновения, и их движение пронизывает все.
Тонкое движение генерирует энергию тепла, проявляя элемент огня. Элемент огня не так
подвижен, как воздух, благодаря этому часть тепла рассеивается и концентрируется,
охлаждаясь до уровня воды. На этой стадии нет полной свободы в передвижении элементов,
поэтому активность элемента воды при определенных условиях замедляется, образует
уплотнения и появление элемента земли, свойства которого — твердость, плотность,
инертность.
Все элементы имеют свою локализацию во вселенной. Этот процесс касается как в
целом вселенной, так и физического тела. Более того, с точки зрения высших тантр, процесс
уплотнения и образования вселенной есть субъективный процесс, присущий индивиду.
Грубая вселенная сансары и физическое тело образуются в момент неведения, когда
утрачивается узнавание фундаментальной Основы — Природы Ума. Все элементы не
являются отдельными сущностями, они неотделимы от чистой Основы Сознания.
Рождение пяти элементов
Внешняя видимая вселенная не существует сама по себе без связи с сознанием видящего
ее субъекта. Она является проекцией сознания и реальна лишь в конкретном кармическом
видении каждого существа, т.е. нас с вами. Кармическое же видение проецируется зеркалом
чистого «Я» в соответствии с прошлыми умственными отпечатками.
Видимая нами вселенная с ее галактиками и созвездиями — есть результат совместного
коллективного кармического видения миллиардов живых существ, коллективная
визуализация, удерживаемая человечеством благодаря сходству кармических отпечатков в
сознании.
Гуны
С точки зрения Лайя-йоги вселенная творится мгновенным актом сознания
благодаря вхождению в какое-либо кармическое видение.
В начале такого творения вселенной из пустотной Основы чистого Ума проявляются три
качества: сияние(саттва), движение(раджас) и инертность(тамас) [8] . Эти три качества накладывают первое ограничение на сущность Истинного «Я».
«Тело Абсолюта есть все, созданное им, его энергия — это саттва (сияние), раджас
(движение) и тамас (инертность). Из них рождается пространство, из пространства —
воздух, из воздуха — огонь, из огня — вода, из воды — земля».
Шри Шанкарачарья
«Таттва Боддхи», часть 2 (2)
Из трех первичных качеств проявляется самый тонкий элемент — пространство.
«Таким образом, при переходе от абсолютного к индивидуальному, пространство —
первая брошенная завеса. Ясная, изначальная, высшая Сущность становится чистым,
тонким, незапятнанным пространством, в котором зарождаются твердые, плотные,
стесненные или рассредоточенные вещи. Они проявляются как пять элементов, из которых
составлено тело. Затем индивидуальное заключает себя в тело подобно тому, как тутовый
шелкопряд образует вокруг себя кокон. Таким образом, Абсолют сияет в теле как
осознавание (а именно, «я есть тело»), подобно тому, как свеча лампы освещает изнутри
шарообразный абажур.
Итак, индивидуальное сознание оказывается всего лишь сиянием высшей Сущности,
отражающимся в теле, которое оно освещает подобно комнатной лампе, освещающей
интерьер этой комнаты».
Авадхута Даттатрейя
«Трипура Рахасья», гл. 18 (110-113)
Вселенная нашего кармического видения в основе своей состоит из энергии пустотного
света. Этот свет очень тонок и неотделим от сознания. Элементы в их сверхтонком состоянии представляют собой пять сияний света. Сияние света в данном случае выражает частоту вибрации элемента. Пять сияний появляются из нерожденного пустого пространства, вакуума, исконной энергии , из которой возникает все и в которой все растворяется.
Когда в пространстве первичной энергии появляются потоки коллективных отпечатков
кармы (кармические ветры), в нем возникает колебание тонких частиц энергии. Эта энергия
еще недифференцирована и пустотна, у нее нет качеств. Этот вид энергии неразделен с исконным пространством Бытия, в нем нет двойственности и чувства «я».
В этом потоке пустотной энергии сознания вследствие такого движения самопроизвольно вспыхивают пять видов вибраций. Они имеют светоносную, сияющую природу света. Эти пять видов света есть проявление тонкой энергии исконнойсветоносной природы Ума. Это элементы в самом чистом и тонком состоянии. Света элементов невидимы обычному зрению, т.к. они проявляются в более тонком измерении, чем обычный свет.
Видимый свет возникает из этих пяти светов.
Цвета элементов:
~ пространство — голубой (бесцветный свет, включающий в себя все цвета),
~ воздух — зеленый,
~ огонь — красный,
~ вода _белый,
~ земля — желтый.
Эти пять светов являются тонкой радужной основой всех видимых внешних элементов,
в том числе нашего тела.
Огрубляясь, восприятие пяти светов становится более осязаемым, и они проявляются как внешние объекты по отношению к сознанию. На последнем этапе огрубления пять светов воспринимаются как измерения (локи), а внутри измерений — как грубые физические элементы природы (стихии), существующие вне нашего тела и сознания.
Пять видов света материализуются и принимают в нашем теле форму пяти пран,
образуют пять главных внутренних органов, по пять пальцев на каждой конечности, пять органов действия , пять органов чувств , пять тонких ощущений (танматр) и пять восприятий.
Наше тело, рождаясь, также проходит этот процесс. Вселенная рождается одновременно
с рождением нашего тела. Пока тело не стало твердым, в нашем кармическом видении не
существует материальной вселенной.
В случае неведения наше сознание омрачается, запутываясь во внешних элементах и
своих восприятиях, тогда возникают пять нечистых состояний (пять клеш), которые, усиливаясь, ведут к перерождению в низших мирах.
Процесс порождения пяти элементов
Элемент пространства порождается способностью слышать, элемент ветра порождается
способностью осязать, элемент огня порождается способностью видеть, элемент воды порождается способностью ощущать вкус, элемент земли порождается способностью чувствовать запах.
Как происходит, что внешние элементы вселенной порождаются сознанием?
Элемент пространства (акаша-танматра) развивается из тонкой сущности сознания. Он
не содержит других более грубых элементов.
Из пространства выделяется воздух (вайю-танматра). В элементе воздуха содержится
звук, как тонкая сущность пространства, и осязание.
Из воздуха возникает элемент огня (агни-танматра), который содержит тонкие сущности
пространства, воздуха и огня.
Из огня развивается вода (апас-танматра), содержащая в себе тонкие сущности
пространства, воздуха, огня и воды.
Элемент земли (притхиви-танматра) содержит в себе тонкие сущности остальных
элементов и свою собственную.
Качества элементов являются смешанными, т.к. каждый элемент содержит преобладание
своего качества, а также тонкие качества предыдущих элементов. В пространстве
преобладает звук, в воздухе — звук и осязание, при преобладании осязания, т.е. личного
тонкого качества. В огне преобладает образ (форма), также есть части звука и осязания
образа и т.д. Поэтому, наиболее сильно материальная иллюзия действует через элемент
земли и менее всего — через элемент пространства, самый утонченный элемент.
Цитата:
Воззрения Розенкрейцеров-
В ходе дальнейшего изучения карт Таро вы не раз будете замечать, что со стихией земли дело почти всегда обстоит несколько по-иному, чем с остальными стихиями. Может сложиться впечатление, что земля — это что-то вроде падчерицы в семействе стихий (да простят меня падчерицы). Задумайтесь об этом. Когда начала расцветать Великая Роза, земли среди стихий не было, не так ли? Были только огонь, вода и воздух. А вскоре мы увидим, что Принцессе (земному аспекту в семействе придворных карт) — в отличие от ее отца-Рыцаря, матери-Королевы и брата-Принца — не отведены в управление те или иные тридцать градусов зодиакального круга. Что же получается? Может быть, земля — вовсе не стихия?
Ответ на этот вопрос — одна из самых чудесных тайн Таро и вообще один из важнейших секретов западной герметической традиции. По словам Кроули, «общее правило гласит, что предельная степень Нисхождения в Материю — это команда к восстановлению в правах (redintegration) посредством Духа».
Я понимаю, что это звучит как чванный «кроулианизм», которых я, по правде говоря, стараюсь избегать . На протяжении многих лет эта фраза из «Книги Тота» казалась мне бессмысленной. Я принимал слово «redintegration» за опечатку, полагая, что Кроули имел в виду «reintegration» («восстановление целостности»). Но, как выяснилось, «redintegration» — то еще словцо. На самом деле есть такое архаическое слово, означающее возвращение к исходному состоянию. Значение этого слова, равно как и «правило», о котором говорит Кроули в вышеприведенной цитате, несколько прояснятся в главе 11 (в которой речь пойдет о Священном Ангеле-Хранителе) и позднее, когда мы перейдем к рассмотрению отдельных карт. А пока что удовольствуемся такой формулировкой: стихия земли — низшая во вселенной.
Именно поэтому она особенно священна и связана особыми узами с наивысшим из высших.
На чертеже Герметической Розы и Креста пентаграмма земли изображена чисто белым цветом, но вся нижняя оконечность креста, на которой она помещается, разделена на четыре части, каждая из которых окрашена в особый цвет. Одна часть — черная, вторая — лимонная (смесь голубого, красного и желтого цветов с преобладанием желтого), третья — оливковая (смесь тех же цветов с преобладанием голубого), а четвертая — красновато-коричневая (все та же смесь, но с преобладанием красного).
Создается впечатление, что чистейший белый свет из микроскопической точки в центре крошечной розы прошел через призму и разделился в Великой Розе на все цвета спектра. Затем все эти цвета стали перемешиваться, порождая все возможные формы творения, и, наконец, словно бы осели под собственной тяжестью на самое дно креста, где превратились в темные, грязные оттенки. Однако пентаграмма, покрывающая их, сияет чистой белизной, как будто провозглашая: «Пусть эта грязь — низшая из низших, однако в ней есть нечто такое, чего нет ни в какой другой части сотворенного мира, кроме наивысшей из высших. А именно — в ней есть абсолютно всё понемножку!»
Алхимические символы
Наш анализ герметического символа Розы и Креста остался бы неполным, если бы мы обошли вниманием три символа алхимических первоначал — серы, ртути и соли, условные значки которых располагаются на трех лепестках, завершающих каждый рукавов Великого Креста. В отличие от природных элементов — огня, воды, воздуха, земли и духа, — три алхимических элемента представляют собой универсальные качества или принципы, тесно взаимодействующие между собой и находящиеся в глубокой зависимости друг от друга. Кроули пишет:
«Сера — это Активность, Энергия, Желание; Ртуть — Подвижность, Разум, сила Передачи; Соль — сосуд для двух этих форм энергии, но она также обладает собственными качествами, отзывающимися на их влияние» [12]
Обратите внимание, что на разных рукавах Креста символы трех алхимических первоначал расположены в разном порядке. На верхнем и нижнем рукавах центральный лепесток занимает ртуть, что указывает на ее преобладающее влияние на воздух/Мечи и землю/Диски. Символ соли господствует на правом рукаве (вода/Кубки), а символ серы — на левом (огонь/Жезлы).
Боковые лепестки каждого рукава помечены символами менее важных (для каждой данной масти) алхимических первоначал, расположенных в логичном и уравновешенном порядке. Это очень важно, поскольку, когда три эти принципа соединяются вместе и уравновешиваются между собой, они образуют алхимическую субстанцию, известную под названием «vitriol», или «универсальный растворитель». Когда мы перейдем к изучению внутренней динамики Таро, vitriol станет для нас очень важным понятием. Это слово составлено из первых букв латинской фразы «Visita interiora terrae rectificando invenies occultum lapidem» («Посети недра земли, очищением обретешь тайный камень»). В своей интерпретации старших арканов Кроули доходит до прямого отождествления трех из них с тремя алхимическими элементами: Мага — со ртутью, Императрицы — с солью, а Императора — с серой.
Три гуны
Поскольку Кроули упоминает в «Книге Тота» такое понятие индийской философии, как раджас, нам на этом этапе придется кратко рассмотреть концепцию трех гун. Три алхимических первоначала почти тождественны трем гунам индийской космологии. Три гуны именуются раджас, саттва и тамас (сера, ртуть и соль соответственно). «Любое качество, которое можно приписать чему бы то ни было, — указывает Кроули, — может быть соотнесено с одной или сразу несколькими из трех гун: Тамас — это тьма, вялость, леность, невежество, смерть и тому подобное; Раджас — энергия, возбуждение, огонь, блеск, неугомонность; Саттва — спокойствие, разум, ясность и равновесие»[14].
Эти три качества присутствуют повсеместно и действуют во всех формах проявленной энергиях (включая и материю, и нас с вами). При этом они постоянно враждуют между собой, и в каждый данный момент времени какая-либо одно из них преобладает над остальными. Однако по закону космического равновесия оно не может оставаться у власти слишком долго, и вскоре ему приходится уступить место под солнцем одному из своих соперников.